НА ГЛАВНУЮ к началу текста продолжение
«Корни» Карсавиных.

«Корни» Карсавиных.
В книге «Театральная улица» Тамара Карсавина говорит о своем происхождении совсем немного. Про деда по отцу в русском переводе сказано: «Мой дедушка играл в провинциальных театрах и сочинял пьесы» (в оригинале 1931 года говорится об отце балерины: «His father had been a provincial actor and playwright»). По изученным мной архивным делам, дед Тамары Платоновны по отцу, Константин Михайлович Карсавин, в 1851 году уже состоял мастером санкт-петербургского портного цеха, умер он в 1861.
Владимир и Платон Карсавины были временно уволены из ремесленного сословия при зачислении в казеннокоштные воспитанники Театральное училище. Их исключение из этого сословия состоялось лишь при вступлении на государственную службу. Сословная принадлежность Платона Константиновича («сын портного мастера» – так она определялась в формулярном списке), возможно, в семье не обсуждалась. Во всяком случае, в мемуарах Карсавиной ничего об этом не говорится. Косвенным указанием на профессию деда по отцу может служить упоминание Тамары Платоновны эпизодов обычного приглашения «тети Кати» на предмет квалифицированной помощи матери по части шитья: «Когда мама предпринимала какую-либо слишком сложную работу, например собиралась кроить из своей зеленой плюшевой ротонды зимнее пальто для меня, она посылала за тетей Катей, сестрой отца, жившей далеко от нас, за Нарвской заставой».
Мать Тамары Карсавиной, Анна Иосифовна, была дворянкой, но по закону дети от брака с не дворянином наследовали сословное состояние отца. Возведение в дворянское достоинство лиц других состояний постоянно усложнялось. И как своего рода эквивалент дворянства, в отношении некоторых привилегий (освобождение от подушной подати, рекрутского набора), манифестом 1832 года было установлено сословие почетных граждан. Право на возведение в это сословие с 1839 года было предоставлено артистам Императорских театров, прослужившим определенный срок и имевшим 1-й разряд. Платон Константинович Карсавин воспользовался этим правом в 1891 году, после выхода в отставку. Но его почетное гражданство не могло перейти на детей, сохранявших сословную принадлежность отца, зафиксированную на момент их рождения. Все же имело значение, что в документах при поступлении в балетную школу Тамара Карсавина фигурировала как дочь потомственного почетного гражданина.
На жизнь Константина Михайловича Карсавина, деда Тамары и Льва, в провинции до переезда в Петербург могут указывать сведения, содержащиеся в метрике его сына Владимира, – при его крещении в Вознесенской церкви у Екатерининского канала в Петербурге восприемницей была Мария Михайловна Ангалычева, княгиня, помещица Орловской губернии. Не является ли она сестрой Константина Михайловича? По словам младшей дочери философа, Сусанны Львовны Карсавиной, в семье отца считали, что «дедушка Платон имел много братьев», что было две сестры и какое-то «именьице». Может быть, речь шла о двоюродных братьях или сестрах и имении в Орловской губернии? Вспоминали также о Тентелево, деревне под Петербургом, за Нарвской заставой. Там находился собственный деревянный дом «тети Кати». В нем, по адресу Правая ул., дом 6, жил в 1882 году после свадьбы Платон Карсавин. Упоминает его и Тамара Платоновна. И конечно, помнила его и моя мама, Нина Николаевна Заблоцкая, – на сохранившейся в нашей семье фотографии (около 1908 года) ее бабушка, Екатерина Константиновна, запечатлена на пороге собственного дома в Тентелево. Дом был двухэтажный, и один этаж сдавался жильцам.
О происхождении Константина Михайловича Карсавина можно было бы узнать, вероятно, из документов, которые должны были сохраниться в архивных делах Ремесленной управы Петербурга. Представляют интерес в этом отношении и документы о дворянстве Марии Михайловны.
Про деда со стороны матери, Иосифа Хомякова, Тамара Карсавина узнает от бабушки, Марии Семеновны, его вдовы – «Дедушка умер молодым, растратив все состояние...». Мать Карсавиной, Анна Иосифовна, «...с гордостью рассказывала о своем знаменитом дядюшке Хомякове, поэте, философе, одном из вождей славянофилов. Мама питала искреннюю надежду, что Лева будет «весь в него»» < текст по первому русскому изданию 1971 года >. Интересно, в этой связи, свидетельство Сусанны Львовны Карсавиной. По ее словам, старшая сестра, Ирина Львовна (1906–1987), «...считала, что дедушка передал свой ум папе...». Можно думать, что это суждение не было лишь ее личным мнением. <Речь идет о Платоне Константиновиче! Т.е., в семье Льва Платоновича Карсавина наследственность по линии Хомяковых, возможно, не воспринималась столь абсолютно определяющей (в интеллектуальном плане), как это представлялось Анне Иосифовне>.
Что касается <степени> родства со «знаменитым дядюшкой» Анны Иосифовны, то здесь возникают сомнения. Алексей Степанович Хомяков – фигура крупная и хорошо изученная. В том числе, и со стороны его родословной, насчитывающей полтора десятка поколений. . В большинстве биографий Тамары Карсавиной можно прочитать, что дядей ее матери был А.С.Хомяков, и она – его внучатая племянница. По-видимому, биографы полагаются на текст мемуаров Карсавиной. Но у Алексея Степановича был только один брат – Федор. И не случайно, по-видимому, карсавиноведы нигде не приводят отчество Иосифа Хомякова, деда Льва и Тамары Карсавиных (у одного из авторов, балетоведа А.Соколова-Каминского, упоминается, что он был хорунжим; в свидетельстве о бракосочетании Анна Иосифовна показана как дочь поручика). В недавней публикации о Льве Платоновиче Карсавине, в статье В.Повилайтиса, сказано, что Анна Иосифовна «была двоюродной племянницей известного славянофила А.Хомякова», то есть дочерью его двоюродного брата. Но и это утверждение можно подвергнуть сомнению, поскольку отец Федора и Алексея Хомяковых, известный англоман, владелец имения Липецы на смоленщине Степан Александрович Хомяков был, по свидетельствам историков, единственным сыном Александра Федоровича Хомякова. Да и этот последний, «кутила и псовый охотник, необузданного и разгульного нрава», как будто не имел братьев.Спрашивается, – чей же <сын или> брат Иосиф Хомяков и кем приходится Льву и Тамаре Карсавиным один из вождей славянофилов? На этот вопрос исследователям еще предстоит ответить…
Архивные документы содержат сведения о бабушке Карсавиных по отцу, жене дамского портного мастера. Это – Пелагея Павловна, умершая после продолжительной и тяжелой болезни в 1890 году в возрасте 70 лет. Ее девичья фамилия в документах не упоминается. О второй бабушке, Анне Семеновне <(около 1830-1905)>, вдове Иосифа Хомякова, Карсавина пишет: «Греческая кровь (она была урожденная Палеолог) придавала ее красоте оригинальный характер. Бабушка обожала беседовать с нами о своем детстве и обо всей своей жизни... о балах-маскарадах в Благородном собрании в Санкт-Петербурге, где она сумела очаровать императора Николая Павловича, об изменах мужа...». Палеологи, жившие, в частности, во Франции и в России, были отдаленными потомками последних правителей Византийской империи.
Память Тамары Платоновны, естественно, сохранила немногие яркие, по своему романтические штрихи ее родословной. Но, конечно, не они определили становление Тамары и Льва Карсавиных. Дело, по-видимому, было не в родстве со знаменитым философом и не в сословном происхождении, а в самой атмосфере дома, где прошло детство этих замечательных людей. Не собственного дома, а съемной квартиры (с 1890 по 1901 год это – квартира 9, затем 15 дома 170 по Екатерининскому каналу, ныне канал Грибоедова). И при весьма скромном достатке. Как пишет Карсавина, – «...we always lived from hand to mouth...», т.е. жили очень скромно, дословно – «от руки до рта». Но это была атмосфера почитания искусства и учености. Друзьями дома были коллеги Платона Константиновича. Театр, сцена – были темами разговоров. Артистизм впитывался детьми и уже оставался с ними на всю жизнь. Артистической натурой был и брат Тамары Карсавиной. В самом облике ученого, в манере изложения создаваемой им философской системы было что-то от его любимого средневековья. Оригинальный религиозный мыслитель, Платон Константинович Карсавин облекал свои трактаты в поэтическую форму... Чтение как любимое занятие и уважение к труду, няня Дуняша и рассказы бабушки, благородная натура отца и твердая рука матери, всецело поглощенной семейными заботами... Блестящие способности детей в этом сочетании домашнего уклада, учебы и духа времени были реализованы, дав культуре двух таких своеобразных ее деятелей, ярко совместивших в своем творчестве духовность и интеллект.

Сайт управляется системой uCoz
Главная страница.
НА ГЛАВНУЮ к началу текста продолжение